Статьи и обзоры

2019 год на заводе объявлен юбилейным

150 лет назад заложен фундамент под главные корпуса, получившие название «Харьковские главные железнодорожные паровозные и вагонные мастерские» – родоначальник и предшественник АО «Электромашина» 

Предлагаем Вашему вниманию продолжение публикаций о наиболее важных вехах в истории славного трудового коллектива

КАНЕВСКИЙ АРКАДИЙ СЕМЕНОВИЧ. Из воспоминаний...

Воспоминаниями о заводе тех лет ветераны делятся охотно.

Каневский Аркадий Семенович, рабочий, инженер-технолог, начальниц цеха, главный диспетчер ПДО

«В ЦНД я пришел 15 февраля 1965 года сверловщиком, а потом и токарем-револьверщиком, – рассказывает А.С. Каневский.

Цех впечатлял: светлый, сверкающий, с белыми стенами и салатного цвета панелями.

Полы – из мраморной крошки. Чистота – невероятная!

Каждую субботу рабочие мыли полы керосином, после чего каждый красил пол возле своего станка.

В понедельник приходили, по сути, в новый цех.

Посреди цеха стояла «установка передачи информации» (УПИ) – стеклянная будка диспетчера, на пульт которой выводилась информация о работе цеха. У каждого станка – тумбочка с телефоном оперативной связи. Нужны заготовки? Набираешь цифру 1, и диспетчер видит, к какому станку их нужно подвезти.

Поломка по слесарной части? Набираешь 2, и диспетчер вызывает к тебе механика. Набрал 3 – присылают электрика. Удобно и быстро, без беготни можно было заказать чертежи, инструмент и т.д.

По периметру цеха, вдоль стен, ходили две электрифицированные тележки. Вручную, тачками детали и материалы никто не возил.

Работая технологом, я нашему директору В.Г. Костромину с ручной тачкой на глаза и попался. Запомнил на всю жизнь! Сломалось у нас тогда в ЦНД приспособление. Погрузил я его на тачку и бегом, чтоб быстрее было, покатил в сварочный цех.

 

Вкатываю, а посреди пролёта «сам» Виктор Григорьевич стоит и пальчиком меня подзывает: «За мной!». Доехали до ближайшего резчика по металлу, директор ему и говорит: «Режь тачку». На моих глазах резчик ее в куски и разделал…

Я – в печали (с тачками в цеху было туго, рабочие за ними в очереди стояли), а директор мне добродушным тоном: «Чтоб ездили только на карах…», развернулся и ушел.

Можете представить, что мне потом, когда я без тачки вернулся, мой начальник ЦНД сказал (громко и многоэтажно)?

Мастера и начальники цехов были для нас фигурами!

Начальник любого цеха был авторитетнейший человек, царь и бог, единолично решавший вопросы зарплаты, отпусков, отгулов, прогулов и т.д. Если написал: «Разрешить», остальные службы лишь подтверждали и оформляли его решение.

У своего начальника цеха Леонида Ивановича Фисуна и его «зама» Сергея Николаевича Кукина я получил свои первые ИТРовские навыки, на практике повышал свой технический уровень и учился работать с людьми.

Высшего образования ни у одного из них не было – это были техники с колоссальным опытом работы.

Костромина на посту директора завода в 1967-м сменил бывший секретарь обкома партии и управляющий электротехническим отделом Харьковского Совнархоза Лукашов Семён Никифорович.

При нём наш ЦНД возглавляли Виль Семёнович Овсиевич и Александр Львович Осмоловский, с которыми связана целая эпоха становления не только цеха, но и многих специалистов и руководителей завода».

Написать нам