Статьи и обзоры

Машиностроение Украины: и снова шаг назад

Совершенно банальная, очевидная истина: основой технического прогресса и экономического могущества страны является машиностроение. Поэтому с особым прискорбием и горечью воспринимаются неудачи и провалы именно отечественного машиностроения, пребывающего ныне в глубоком упадке, сдавшего те высокие рубежи, что были завоеваны в советские времена.

В 2011 г., казалось, забрезжила надежда, появился повод для оптимизма: производство в указанной отрасли выросло за год на 17,2%. Однако успех выявился сиюминутным: в 2012-м машиностроение Украины снова сделало заметный шаг назад. Согласно опубликованному в конце января отчету Госслужбы статистики «О социально-экономическом положении Украины за 2012 год» при общем сокращении производства в обрабатывающей промышленности на 1,8% машиностроение «упало» на 6%. Причем тенденция к спаду развилась с особой силой к концу года: индекс производства в машиностроительной отрасли в декабре 2012 г. в сопоставлении с декабрем 2011-го составил лишь 81,2% (т.е минус 19%!).

Падение по всем направлениям

Почти по всем конкретным позициям, представленным в отчете Госстата, зафиксировано сокращение выпуска. Исключение составили лишь плуги, машины буровые и проходческие, низковольтная аппаратура и счетчики электроэнергии. Хотя даже четырехкратное (385% к 2011 г.!) увеличение производства плугов выглядит совсем неубедительно: в минувшем году их было изготовлено всего 12,5 тыс., тогда как, скажем, в 1983-м выпуск этих сельхозорудий составил 104 тыс.! Это как раз тот случай, когда некоторое производство опускается до такого жалкого уровня, что даже небольшое его оживление отражается «бурным ростом» в статистических сводках.

Впрочем, в остальном сельскохозяйственное машиностроение ничем похвастаться не может. Если принять производство в 2011 г. за 100%, то выпуск следующих видов продукции в 2012 г. составил: тракторы — 77,3%, бороны — 34,7%, сеялки — 54,9%. В 1983 г. в Украине произведено 134,7 тыс. тракторов, ныне же — лишь 4,85 тыс. (т.е. 3,5% уровня советских времен!).

И хотя эксперты сетуют на то, что спад производства сельхозтехники вызван обьективными причинами, такими как появление новых технологий растениеводства, позволивших сократить количество машин на полях, сельское хозяйство Украины все же остро нуждается в обновлении и расширении машинного парка. Помнится, министр аграрной политики Николай Присяжнюк оценил потери зерна в стране из-за изношенности комбайнов фантастической величиной — 6 млн. т в год. Как же будет обновляться машинно-тракторный парк наших аграриев — исключительно «Джон Дирами» и прочими иноземцами?

Важной отраслью специализации Украины всегда была электротехника. Здесь тоже спад: производство электродвигателей и генераторов постоянного тока составило 39,1% уровня 2011 г., электромашин переменного тока — 69,7%, трансформаторов — 88,5%, проводов и кабеля — 89,5 и 54% (в разных категориях по напряжению).

Сильно «обвалилось» производство в приборостроении и электронике (полупроводниковые приборы — 72,7%, приборы для измерения физических и химических величин — 60,7%, аппаратура автоматического регулирования — 78,2%). Опять же, это все отрасли, отвечающие за научно-технический прогресс.

Согласно отчету Госстата на 3,6% выросло производство подвижного состава для железных дорог. Но при этом грузовых вагонов выпущено на 10,3% меньше, чем в 2011 г.! Также сократился выпуск легковых автомобилей (на 28,5%), грузовиков (на 7,1%), автобусов (на 14,4%). Спад в автостроении усилился ближе к концу года: в декабре 2012 г. выпуск легковых авто равнялся лишь 39,5% выпуска их в декабре 2011-го, автобусов — 42,5%. И только производство грузовых автомобилей на финише года возросло: в декабре — 143,3% ноября 2012-го, 114% декабря 2011 г.

К сожалению, в анализируемом материале Госстата отсутствуют данные по ряду важнейших видов машиностроительной продукции. Нет, например, сведений по металлорежущим станкам (деревообрабатывающих выпущено на 12,1% меньше чем в 2011-м). Есть данные по мелу и песку, по чулкам с носками и чемоданам с саквояжами, даже по туалетной бумаге — а вот станков там нет!

Впрочем, состояние отечественного станкостроения (отрасли, являющейся по сути ядром машиностроения, определяющей его качественный уровень в данной стране) и так всем хорошо известно — оно удручающее.

Некоторые места в статотчете вызывают недоумение. Пробелы проставлены в строчке «Машины и оборудование для сахарного производства». Пояснение: «Данные изъяты с целью обеспечения исполнения Закона Украины «О государственной статистике» касательно конфиденциальности информации». Неужели аппараты для варки сахара составляют, наряду с танками, ракетами и т.п., столь важную гостайну?

Засекречена, кстати, и информация по бытовым холодильникам(!). Даже в советские времена, когда проявлялась чрезмерная «закрытость» и многие виды не одной лишь военной продукции по соображениям секретности в статистических сборниках не отображались, данные по выпуску холодильников были общедоступны. Зачем их засекретили теперь — непонятно.

Ну а вообще, по-моему, это было бы очень «удобно»: не публиковать или же закрывать под гриф «конфиденциально» сведения по тем отраслям промышленности и видам продукции, где хозяйственный упадок страны виден наиболее явственно. Чтоб не мозолили они глаза и не ставили под сомнение «успешное продвижение реформ»!

Некоторые отрасли на Украине уже уничтожены — так что публиковать по ним, видимо, попросту нечего! Боюсь, к такому плачевному состоянию уже пришло станкостроение...

Зависимость от заграницы

Правда, как положительный момент можно отметить увеличение экспорта машинотехнической продукции — на 5,2% по машинам и оборудованию и на 25,4% по транспортным средствам (при увеличении экспорта вообще лишь на 1,9%). При этом, однако, и ввоз указанной продукции вырос — на 3,9% и 28,4% соответственно (данные по внешней торговле приведены за январь — ноябрь 2012 г.).

Главным локомотивом, продвигающим украинское машиностроение в мире, буквально выступает локомотив — наше тепловозостроение. В 2012 г. экспорт локомотивов из Украины вырос на 11,6% и достиг 3,9 млрд. долл. Это почти третья часть всего вывоза машин, оборудования и транспортных средств (около 12 млрд. долл.). Можно, конечно, порадоваться за наших тепловозостроителей, но слишком явная специализация Украины на одном лишь виде машиностроительной продукции вызывает беспокойство. Было бы лучше поставлять за границу широкий круг машин и аппаратов, желательно — тех, что изготавливают отрасли высокотехнологичного и квалифицированного машиностроения.

Однако в сегодняшнем состоянии Украина на такое не способна. Страна по причине экономической и научно-технической отсталости намного больше машин ввозит, чем вывозит.

По средствам транспорта это не слишком заметно: 5,5 млрд. долл. экспорта против 7,1 млрд. долл. импорта. Здесь ввоз автомобилей в страну более-менее компенсируется вывозом тепловозов и вагонов. Зато «машин, оборудования и механизмов» (то есть всего того, что необходимо для поддержания и развития промышленного и иного производства) Украина экспортировала на 6,4 млрд. долл., а импортировала на 12 млрд. долл. (в 2 раза больше!).

Суммарно же по машинам, оборудованию и транспортным средствам отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Украины равно 7,2 млрд. долл. Это, между прочим, половина всего превышения товарного импорта над экспортом страны (минус 13,8 млрд. долл. сальдо баланса внешней торговли товарами)!

Украина зависит от импорта машин и оборудования не менее критически, чем от поставок энергоресурсов извне. И в долгосрочной перспективе эта зависимость куда более тяжелая и угрожающая, чем зависимость от российского газа и нефтепродуктов. И справиться с этой проблемой будет намного сложнее, чем решить энергетическую проблему добычей сланцевого газа или чего-то там еще. Слишком много времени упущено, слишком много утрачено, а отставание все растет. Украина просто превратится в страну «третьего мира», неспособную изготавливать сложные вещи и платящую «дань» иностранным поставщикам-монополистам.

Поправить внешнеторговый баланс — и вообще поднять экономический потенциал страны, повысить уровень жизни, обеспечить реальную независимость и самодостаточность — можно, развивая машиностроение, преодолевая зависимость от импорта ключевых видов машин и расширяя экспорт их в те страны и регионы, где они еще могут пользоваться спросом.

«Вторая индустриализация» — кто ее осуществит?

Необходимость модернизации и «второй индустриализации» страны вряд ли кто-то станет отрицать. Этими привлекательно звучащими лозунгами сейчас все рады размахивать. Однако мало кто видит реальный путь их осуществления и тем паче готов по нему решительно пойти, не оборачиваясь на окрики «либералов».

Избранный правящей элитой страны курс на либерализацию экономики, разгосударствление, развитие рыночных отношений и интеграцию национального хозяйства в мировую экономику и в Европу неминуемо ведет к упадку наиболее высокотехнологичных отраслей и к закреплению за Украиной статуса «аграрно-сырьевого придатка». Прошедшие 20 лет убедительно доказали это, и нужно быть, простите, недалеким человеком, чтобы по-прежнему верить в конечный успех осуществляемых «реформ» — в успех с точки зрения достижения экономической независимости страны и благополучия ее народа, а не обогащения отдельных лиц.

Статистика фиксирует продолжение процесса деградации экономики Украины, идущего из года в год, даже несмотря на то что в отдельные периоды спад вроде бы сменяется некоторым оживлением и подъемом. Хотя и временный подъем при более тщательном анализе обычно оказывается дутым, основанным целиком на эксплуатации созданного еще «при Советах» потенциала. Только вот потенциал этот практически иссяк, что делает дальнейший рост экономики в целом и ее наукоемких отраслей в особенности маловероятным.

Страна, испытавшая катастрофу 90-х, топчется на месте. Проблемы, такие как износ и старение основных фондов, сокращение квалифицированных кадров, снижение общей культуры и знаний населения, не решаются и со временем только усугубляются. Раздаются щедрые обещания, вбрасываются рассчитанные на «электорат» лозунги, объявляются «национальные проекты», принимаются недействующие или плохо действующие государственные программы, учреждается, затем упраздняется и снова создается министерство промполитики, но ничего в лучшую сторону не меняется. Не меняется, потому что никто ничего и не меняет. Власть даже если и осознает «тупиковость» пути, по которому она ведет страну, просто не может позволить себе «развернуться на 180 градусов»!

Украина «болтается» между Евросоюзом и ТС, теряя драгоценное время. Вступление в Таможенный союз — доказано — позволило бы восстановить и упрочить исторические кооперационные связи, расширить рынки сбыта сложной продукции, дать толчок развитию многих отраслей того же машиностроения. Но заданный вектор «евроинтеграции» отменить нельзя — ему, мол, нет альтернативы!

Вообще же — и это очевидно — «вытянуть» экономику нашей опустошенной и разоренной страны можно лишь на основе ее комплексного и планомерного развития. Невозможно решить проблемы какой-то отдельно взятой отрасли — будь то судостроение, или металлургия, или химпром, или АПК — в отрыве от всего комплекса народного хозяйства с его теснейшей внутренней взаимосвязью. Навязанная стране либеральная модель неспособна обеспечить подъем всего этого комплекса, и она ведет лишь к разрушению его основ.

Так или иначе, должен быть востребован советский опыт проведения индустриализации страны, преодоления ее отсталости, восстановления после войн и социальных катаклизмов. Естественно, опыт этот должен быть творчески применен к сегодняшним реалиям, соединен с новейшими достижениями науки и техники, в частности — с информационно-сетевыми технологиями управления и планирования. Однако для всего этого, по сути — для спасения страны, потребуется политическая воля и коренная смена курса социально-экономического развития.

Дмитрий КОРОЛЕВ
Данная статья вышла в выпуске №7 Еженедельник 2000 (642) 15 – 21 февраля 2013 г.

    [25.02.2013] Все статьи и обзоры
    Написать нам